На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 876 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Кудрявцев
    А чья это часть, ваша? Вы, вообще, кто такой, или такая? А может такое?Столтенберг отвер...
  • Андрей Кудрявцев
    Мы -  это кто?Полянский: «форму...
  • Андрей Кудрявцев
    Стыдно - это когда видно. По вам сразу видно, что вы насмотрелись российского телевидения по самое некуда. Отчего у в...Столтенберг: у НА...

Оборотни – герои нашего времени

На прошлой неделе с изрядным успехом на Первом канале прошла премьера мини-сериала «Подкидыш». Эта неделя стартовала там же сериалом «Зорге». Что общего у этих сериалов? Во-первых, сценарист Дмитрий Новосёлов. Во-вторых, главные герои фильмов – оборотни, перевёртыши. Именно они близки сердцу современного телезрителя?

ПОДКИДЫШ» – 12‑серийный крепкий ретрокриминал – переносит нас в Ленинград эпохи «угара нэпа» (середина 20-х годов прошлого века). Лихой вор Подкидыш (Антон Шагин) по краденым документам новгородского милиционера, командированного в Ленинград, занимает его место начальника районного угро. Глубокое знание криминального мира и личная смекалка делают Подкидыша выдающимся опером. Его фантомная карьера висит на волоске – вот-вот придёт в себя в больнице настоящий милиционер. Подкидыш обрастает друзьями, находит свою любовь (Аглая Тарасова), отказывается от плана грабануть ментовское хранилище ценностей. В антисоциальном элементе начинает прорастать хороший советский человек.

Отличный выбор режиссёра А. Борматова – пригласить на эту роль Шагина, в котором есть нечто привлекательное, но и отталкивающее одновременно. Обычно команды расследователей в нашем кино состоят из ангелов (единственный недостаток, который им позволителен, – злоупотребление спиртным). А здесь – хитро заверченный оборотень. В стране, где сенаторов и губернаторов (бывших пионеров и комсомольцев к тому же) то и дело ведут в наручниках, такая тема явно цепляет за живое. Мы все в известном смысле – оборотни и перевёртыши. Кроме того, «Подкидыш» сделан с применением мастерства.

Написано не без юмора, чего стоит хотя бы фамилия главного новгородского вора – Земляника. Пояснительная надпись о месте действия – «малина Земляники» просто украсила мой вечер. Сами дела, которые расследуются, довольно типовые – если бы не временной колорит, ими могли бы заняться и на «улицах разбитых фонарей». Но написано много ролей и ролек, и я с удовольствием повидала на экране прекрасных петербургских актёров: Сергея Барковского и Сергея Русскина, обоих братьев Воробьёвых, Дмитрия и Константина, Андрея Шаркова и Сергея Мигицко, Сергея Гамова и Маргариту Бычкову… И даже кошку на базаре в одном эпизоде продавал замечательный артист Аркадий Коваль.

Участие отличных актёров в маленьких ролях придаёт фильму дополнительную силу, умножается творческая энергия. «Подкидыш» выразительно снят оператором Ильёй Авербахом – выставлен затейливый свет, и персонажи отбрасывают тени, чего в большинстве сериалов нет и в помине, у всех лица словно из гладкого розового теста. Приглашён так же исключительно профессиональный, поднаторевший в стилизации времени художник Сергей Тырин («Фарца», «Салют‑7», «Чкалов», «Троцкий», «Икра»). Единственный прокол – музыка: в картине назойливо и неоднократно звучат интерпретации песен Раймонда Паулса («Маэстро» и «Исчезли солнечные дни»), что озадачило зрителя. Постмодернистскую иронию бывает крайне трудно отличить от безвкусицы.

Итак, человеку не закрыты пути спасения: был вор – а стал охранитель порядка. Люди современности обычно идут обратным путём! Во всяком случае перед нами реальный герой – делает выбор, принимает решения, совершает поступки. Но что за странная история с показом «Подкидыша» на Первом канале?

Внезапно, без объяснения причин, на этой неделе с показа снимается мини-сериал Славы Росса «Сын» о страданиях женщины, вышедшей замуж за границу. Вместо этого зритель будет смотреть «Зорге» с Домогаровым в заглавной роли, а завершение «Подкидыша» было властной рукой перенесено с понедельника 8 апреля на субботу 6 апреля. До сих пор сетка вещания была более-менее неприкосновенна для ТВ. И вдруг такие пертурбации – в полном молчании, без пояснений. Ещё станет тут Первый перед вами лебезить! Когда будут у вас в руках рычаги управления телевидением, тогда и будете издавать свои попискивания, а пока усвойте общий стиль жизни: молчи и хавай.

Примечательно, что герой, появившийся вслед за «Подкидышем», – тоже из оборотней. Зорге, русский немец, под видом журналиста обитает в Японии и предан идеалам коммунизма. Даже становится помощником нового посла Германии в Японии. Неугасимая любовь аудитории к разведчикам, конечно, обеспечит фильму определённый интерес. Но вряд ли герой Домогарова сумеет встать в тот же ряд, где неколебимыми вершинами стоят Иоганн Вайс, Исаев-Штирлиц и другие титаны. Печать утомления и пресыщенности жизнью, немыслимая у советского артиста, слишком явственна у героя Домогарова. Да и его преданность идеалам коммунизма какая-то декларативная, её не чувствуешь. И вообще в «Подкидыше» герои молоды, заряжены жизнью, а в «Зорге» какие-то все «утомлённые солнцем», не в михалковском, а в грустном смысле понятия. Хотя сиреневая шляпа идёт Домогарову необыкновенно – в ней он напоминает героев голливудских картин 1930–1940‑х годов о злоупотребляющих сценаристах…

Сложный герой всегда привлекателен для искусства. Но, скажем, таких героев, как шекспировский Гамлет или Раскольников у Достоевского, при всей сложности никак не назовёшь оборотнями или перевёртышами. В глубинных основах они сохраняют цельность. А сейчас по всему миру, не только у нас, идёт другая история: человек превращается легко и без запинки. Человек – это всё что угодно, и никакой в этом нет трагедии. Актёр – не профессия, а сущность человека: с волшебной быстротой менять роли. Вопрос – а кто же ты, настоящий, где же ты, настоящий? – задавать, конечно, можно.

Ответ получить – вряд ли.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх